Самое популярное

загрузка... загрузка... загрузка... загрузка... загрузка... загрузка... загрузка... загрузка...
SMS-пожертвование на номер 6162

Страхование грузов: как защитить имущество в дороге

Поделиться в соцсетях:

Сегодня речь пойдет о, пожалуй, самом древнем виде страхования — грузов. Проблема защиты товара при перевозке возникла еще в древнем мире и лишь только в прошлом веке приобрела цивилизованное решение. Вместо разбирательств, порой с применением физической силы, стороны защищают свои риски в страховой компании.

Страхование грузов интересно не только юридическим лицам. Безусловно, они составляют львиную часть клиентов страховых компаний. Однако и физические лица, то есть мы с вами, заинтересованы в доступных и прозрачных программах страхования. Простой пример: вы переезжаете, скажем, из Хабаровска в центральную Россию и перевозите свои вещи по железной дороге. Будете вы беспокоиться, в каком состоянии доедет ваша дорогая мебель или посуда? Конечно, будете. Следовательно, вам будет интересна услуга страхования. Итак, начнем.

Виды страхования грузов

Видов, то есть рисков страхования грузов бесконечное множество — ровно столько, сколько опасностей может подстерегать груз, следующий из пункта «А» в пункт «Б». Но наиболее часто российские компании страхуют от трех групп рисков:

  • техногеннные риски: аварии, столкновения, крушения;

  • действия третьих лиц: кража, грабеж, умышленная порча и т. д.;

  • природные бедствия: пожары, затопления, ураганы , шторма и т. д.

Эти риски покрывают основные убытки, которые теоретически могут произойти как при страховании железнодорожных и автомобильных грузов, так и при страховании международных грузов, страховании морских грузов и страховании опасных грузов. Однако в случае необходимости к каждому из этих трех «китов» можно добавить менее распространенные, но все же актуальные риски:

  • повреждение или гибель груза при погрузочно-разгрузочных работах (актуальны абсолютно для всех видов грузов);

  • порча или гибель груза из-за поломки рефрижераторной установки. Включение в договор страхования грузов этого риска актуально для скоропортящихся грузов, а также при международных перевозках продуктов питания;

  • «военные» и «забастовочные» риски. Страхование от этих рисков актуально лишь в ряде стран и при определенных обстоятельствах.

Очень коротко об оговорках лондонского института страховщиков, принятых во всем мире. Оговорка «А»: страхуем от всех рисков кроме... В «Кроме» включается один или несколько рисков из серии: военные действия, небрежность перевозчика, взрыв, порча насекомыми и т. д. Суть оговорки «В» - груз застрахован только от тех рисков, которые не перечислены. К примеру, вы застраховались от недобросовестного исполнения обязанностей перевозчика, от военных действий, от забастовок, а в итоге ваши яблоки погрызли черви. Все, в страховку этот случай не входит, выплату вы не получите.

Оговорка «С» - страховка выплачивается при полной или частичной гибели груза и лишь в случае одного или нескольких рисков: столкновения, пожара, затопления и т. д.

Впрочем, у лондонского института есть и понятие общего страхования — страхование от всех рисков в случае так называемой «полной аварии».

Сколько стоит страховка?

Говорить о точной стоимости страхования от того или иного риска крайне сложно. Допустим, страхование груза, перевозимого авиатранспортом внутри Европы, будет несравненно ниже, нежели вы выберете автомобильный транспорт и поедете из Китая в Россию. Огромное влияние на тариф оказывает количество погрузок и разгрузок — по статистике, на них приходится свыше трети страховых случаев. Однако о диапазоне ставок говорить все-таки можно.

По данным экспертов, наименьшие стартовые тарифы у автомобильного транспорта — от 0,02% от стоимости груза. Однако у перевозки автомобилем и одни из самых максимальных предельных тарифов — до 0,2-0,3%. Объясняется это, с одной стороны, высокой распространенностью автомобильных перевозок и зачастую короткими расстояниями, так и достаточно большим количеством аварий и прочих рисков, связанных с этим способом перевозки.

Тарифы на перевозки железнодорожным транспортом в целом чуть дешевле — от 0,05 до 0,02. Впрочем, объяснение скрыто не только в надежности этих видов перевозок. Дело в том, что железную дорогу часто выбирают для перевозки строительных грузов (песка, щебня, дерева, металла т. д.), повредить которые довольно сложно.

Похожая картина и с перевозками с помощью водного транспорта, где предельный тариф на страхование даже ниже, чем у железной дороги — от 0,02 до 0,15-0,18. Да, одно дело привезти астраханский щебень из низовий Волги до Санкт-Петербурга, а совсем другой — автомобили из Южной Кореи в Европу да еще мимо Сомали. Однако в целом водный транспорт весьма надежен.

Что касается со страхованием авиационных перевозок, то здесь не все столь однозначно. Его средние тарифы — от 0,05 до 0,15%. С одной стороны, авиаперевозки достаточно дороги, с другой — довольно надежны. Да, самолеты падают, но аварии с ними в сотни раз реже, чем в случае с автомобильным транспортом.

Наконец, было бы глупо привязываться только к одному виду страховки. В настоящее время самое частое страхование (особенно при международном страховании грузов) - смешанное, которое включает от двух до четырех видов транспорта. Соответственно, и тариф — от 0,05 до 0,3% - пожалуй, самая высокая ставка (опять же из-за погрузки-разгрузки).

Стоит ли страховать свои грузы?

На наш взгляд, да, стоит, вне зависимости от страхового тарифа (разумеется, в пределах разумного). Разумеется, любая страховая компания будет стремиться снизить выплаты по страховому случаю или вовсе не признать случай таковым. Такой риск есть, но он в любом случае ниже, если вы повезете груз вовсе без страховки. Ваша задача — внимательно изучить маршрут перевозки, доступные виды транспорта и выбрать ту программу, которая максимально отвечает потребностям вашего груза. И это одинаково разумно как для предпринимателя, перевозящего одежду из Китая, так и обычного гражданина, который переезжает в другой регион.


Поделиться в соцсетях:

Читайте еще:

Возврат к списку


Сайт разработан webhorse.su