Самое популярное

загрузка... загрузка... загрузка... загрузка... загрузка... загрузка... загрузка... загрузка...
SMS-пожертвование на номер 6162

Процент по кредиту: может ли банк его поменять?

Поделиться в соцсетях:

Различные экономические ситуации и субъективные причины вынуждают банки идти на такие меры, как изменение тарифов на обслуживание или кредит в одностороннем порядке. Законны ли такие изменения и что делать в случае, если вы обнаружили, что банк поменял процентную ставку без вашего ведома.

Довольно часто появляются сообщения от клиентов, что банки в одностороннем порядке изменяют условия обслуживания: будь то повышение ставки по старому кредиту или изменение лимита по карте. Например, недавнее слияние банка «Юниаструм» с «Восточным» вызвало среди клиентов «Юниаструма» волну негодования. «Восточный» закрывал им кредитные лимиты и предлагал переоформить действующие карты на свои с менее выгодными условиями. Естественно, что своим действиям банк нашел оправдание, но правомерны ли такие перемены?

Россияне иногда жалуются на изменение условий кредитного договора и договора обслуживания. Так, недавно «Бинбанк Столица» повысил в одностороннем порядке комиссию на снятие наличных с дебетовых карт до 99 рублей. Хотя ранее клиенты могли снимать суммы, превышающие 5000 рублей, бесплатно и даже не были оповещены о повышении тарифа.

Резкая девальвация рубля в конце 2014 года вызвала неоднократные случаи изменения кредитного договора по кредитным картам среди российских банков. Например, «Русский стандарт» не только повысил тарифы, но и предлагал в принудительном порядке перейти клиентов на другой, менее выгодный тариф, чтобы сохранить старый кредитный лимит. Если клиент отказывался – линия закрывалась и могла быть погашена по старым ставкам.

Правильно ли поступают банки?

Однозначного мнения насчет того, правы ли банки нет. Но вот некоторые случаи можно считать даже нарушением законодательства. Например, согласно ст.452 Гражданского кодекса, изменение условий по обслуживанию кредитных карт должно проходит с согласия двух сторон. Действия «Восточного» в отношении клиентов «Юниаструма» можно считать неправомерным, когда началось тотальное закрытие кредитных лимитов. Юрист «Финпотребсоюза» Алексей Драч заявляет, что без кредитного лимита, основной составляющей, сделка не имеет смысла. Односторонне эту сумму банк изменить не вправе. А обратное поведение считается отказом от исполнения договора в соответствии со ст.821 ГК РФ (отказ от предоставления или получения кредита). А банк имеет право отказать в выдаче кредита в случаях, если имеются обстоятельства, препятствующие возврату занимаемой суммы, или если заемщик нарушил условия целевого кредита. И даже реорганизация не должна быть помехой в исполнении договора.

Но вот Павел Медведев, финансовый омбудсмен, наоборот считает, что изменение условий банком – это довольно частое явление и вполне законное. Банку достаточно предупредить клиента о своем намерении за некоторое время до введения новых тарифов. Достаточно разместить информацию на сайте или прописать в договоре – и формально клиент предупрежден. А проблемы создает невнимательность граждан при подписании договоров, где зачастую присутствует сообщение о том, что банк может изменить условия обслуживания.

Сергей Варламов, партнер юридической компании «Деловой фарватер», тоже подтверждает, что закон не запрещает банкам изменять процентные ставки по уже выданным кредитам, если данная возможность предусмотрена кредитным договором и описаны условия повышения.

Что делать в таких случаях клиенту?

Как-то повлиять на ситуацию можно только в том случае, если в подписанном вами договоре не прописывается пункт о возможном изменении условий. Напишите о соответствующем нарушении руководству банка. Если претензия в этом случае не поможет, то можно смело обращаться в суд для взыскания неустойки по п.5 ст.28 закона «О защите прав потребителей» (за несвоевременное оказание финансовой услуги) или в Роспотребнадзор. Клиент в праве требовать на суде возврата средств за переплаченные проценты, за судебные издержки (услуги юриста), а также компенсацию за моральный вред. Если сумма кредита не превышает 300 тыс. рублей, то можно обратится напрямую к финансовому омбудсмену. Но если в договоре имеется пункт об изменении условий обслуживания, то результата не будет. Поэтому главный совет клиентам банка – внимательно читать договор.


по материалам http://money.rbc.ru/news/5888ce3c9a79472fa33c658d


Поделиться в соцсетях:

Читайте еще:

Возврат к списку


Сайт разработан webhorse.su